Академическая и современная вокальная школа. В чем разница?

Прежде чем прочитать о различиях вокальных школ, посмотри, пожалуйста, это видео (С 0:39 минуты).

Яркая и харизматичная Кристина Рамос словно по щелчку пальцев переключается с одной манеры пения на другую.

Давай сравним с тобой эти два фрагмента:

  • В первой части певица стоит, во второй она начинает активно двигаться по сцене, взаимодействовать с публикой
  • Обрати внимание на то, что в первой части микрофон у нее на стойке и на небольшом расстоянии. На второй части Кристина более тесно взаимодействует с микрофоном. Он ближе
  • Во время исполнения первой песни голос девушки звучит мягко, благородно, объемно, нежно
  • Во второй части подача более активная, на верхних нотах может создаться впечатление «окультуренного крика». Голос звучит дерзко, с вызовом, с задором. Местами, даже грубо. Под вторую часть песни сразу хочется танцевать)

 

Итак, в одном выступлении представлены две школы вокального мастерства: академическая и современная с элементами рок-вокала.

 

В чем же их принципиальное отличие. Давай разберем с точки зрения трех вокальных хитов. Что, как и зачем.

ЧТО

Академические произведения, как правило, технически и структурно сложные. Оперный певец должен в совершенстве владеть нотной грамотой и уметь читать такие произведения с листа. Для представителя академической вокальной школы эту музыку писали великие композиторы.

А вот в современной музыке певец может совмещать функцию вокалиста, композитора и даже исполнителя. Песня хайвей, кстати, узнаваема с первых нот. И дело не в мелодии и словах. А в знаменитом гитарном риффе. Знаешь ли ты другие известные гитарные риффы? Напиши в комментариях, если да)

Давай сравним ноты этих двух произведений:

   

В нотном полотне оперы Оффенбаха – сложные пассажи для голоса. Над группами нот обозначены лиги, проставлена музыкальная динамика (forte, piano).

Посмотрим на вторую песню. Что мы видим? «Ля, ля, до, до. Ля, ля, ля…». Мелодия простая. Ни динамики не расписано, ни музыкальных штрихов. За счет чего же эта песня звучит так круто? Дело в том, КАК она исполняется.

КАК

За счет другой манеры звукоизвлечения, отступления от нотной партии и использования многочисленных певческих приемов.

Перед певцом академической (итальянской) и современной вокальных школ стоят разные задачи.

Академист должен точь-в-точь повторить музыкальный текст, написанный в партии.

А современный вокалист, чтобы сделать произведение интересным, привносит в песню что-то свое. Изменяет ритм песни, изменяет ее мелодию, использует разные голосовые приемы. Создает свою интерпретацию.

Задача обеих вокальных школ (без разницы, женская она или мужская): формирование эталонного звучания.

«Фирмачевых» эстрадников мы можем отличить по характерному тембру голоса и наличию интересных фишек, которые делают его голос узнаваемым с первой нотки. Это и субтон Марайи Кэри, и рэттл Кристины Агилеры, и бэлтинг Лары Фабиан. То есть получается, что именно технический прием является в современном вокале средством музыкальной выразительности.

В то время, как академисты активно используют музыкальные приемы, такие, как изменение динамики (crescendo, diminuendo), разные штрихи (legato, staccato), украшения (трели, морденты). Педагоги классических вокальных школ (например, Италии) прививают ученикам определенный эталон звучания. Звук объемный, благородный, льющийся, звенящий. Позиционно заглубленный. Еще одна важная задача оперного певца: уметь озвучить большое помещение (концертный зал, помещение театра). Встает вопрос о полетности голоса и посыле звука.

А у эстрадника есть микрофон.

«Все, ребята, можно не стараться, ведь есть микрофон! Расходимся». Но не тут-то было. Наличие микрофона не отменяет высокой сложности исполнения произведений, мощного звукоизвлечения и хорошей технической оснащенности. По качеству звук у эстрадника открытый, близкий по звучанию к речи.

Ну вот, разница стала более очевидной. Переходим к третьему киту, который также поможет увидеть различия двух вокальных школ.

ЗАЧЕМ

Зачем люди ходят на оперы и академические концерты? Какие цели они преследуют? А на концерт группы “AC/DC”?

В первом случае: чтобы прикоснуться к искусству, культурно и духовно обогатиться. А еще  выгулять свой лучший наряд, пообщаться с коллегами по работе и пожевать дорогой буфетный бутерброд с икрой в антракте…) Опера ассоциируется у нас с чем-то возвышенным, тонким и… Занудным, да, скучным. Академическую музыку нужно уметь понимать. Иначе уснешь под убаюкивающие звуки симфонического оркестра. Засыпал?)

Хорошо, а на концерте AC/DC происходит полный расколбас! Сравни на видео слушателей оперы с неистово орущей толпой на рок-концерте! Люди приходят на концерт, чтобы всласть порезвиться, отдохнуть, местами даже употребить рок-напитки. Агрессия. Драйв. Тусовка. Дискета.

И громкость звука на концертах у представителей этих вокальных школ тоже разная. Даже когда оркестр играет fortissimo, все равно это слушается очень комфортно. Ну-ка, а вспомни, во что превращались твои уши после громкого концерта или ночи в клубе. Остаешься в тишине и слышишь навязчивый звон!

Выходит, что артисты выполняют разные задачи. Оперная певица служит своеобразным проводником в мир академической музыке, показывая все ее духовную наполненность, красоту, и изысканность. Как Кристина в первой части видео.

А исполняя вторую часть номера, певица будто бы говорит своим поведением на сцене: «Камон, дружочек, давай танцевать вместе, дадим жару. Смотри, как я круто умею!»

Вот такие основные различия есть в вокальных школах. Но кое-что их объединяет. Это музыка. Она трансформируется, с ней происходят различные жанровые и стилистические метаморфозы. Но кое-что остается неизменным. Этот универсальный язык понимают абсолютно все люди на нашей планете

Смотри видео с 8:28 минуты.

Ну и в конце сравнительная табличка самого первого видео, потому что я очень люблю все добавлять в таблички.)

1 часть 2 часть
Название Les oiseaux dans la charmille Highway to hell
Композитор Жак Оффенбах Скотт, Бон Янг, Ангус

Янг, Малькольм

Год 1881 1979
Жанр Ранний романтизм Хард-рок
Форма Куплетная форма, часть оперы «Сказки Гофмана» Песня (куплетно-припевная форма)
Диапазон фрагмента 1,5 октавы 2 октавы
Самая высокая нота До# 3 октавы (0:46) Ля 2 октавы  (2:08)
Самая низкая нота Соль 1 октавы (0:50) Ля малой октавы (2:15)
Вокальный пассаж (0:45) (кстати, в нотах его нет, это интерпретация исполнительницы, дерзкая девочка какая, шестнадцатыми, кто-то дочитал до сюда! Какой ты молодец) (2:10) Runs. Не часть музыкального текста, а импровизация вокалиста
Звук Округленный, мягкий, вежливый. Плавный переход от ноты к ноте Дерзкий, открытый, грубоватый, мощный
Приемы Легато, стаккато, вибрато, крещендо, диминуэндо Рэттл (рык), бэлтинг, runs (пассажи), слайд (подъезды, но в Санкт-Петербурге я называю их исключительно, как парадные)))

Если ты действительно хочешь поставить голос в современной эстрадной манере, приглашаю тебя на занятия. Уроки в вокальной школе “Vox Master” проходят в Санкт-Петербурге (Спб) и онлайн.

Если у вас остались вопросы, я с удовольствием на них отвечу:

Почта
mail@vox-master.ru
ВКонтакте
vk.com/kuropatkina
Телефон
+7(921)884-9249 (С-Пб)

 

Vox Master. Стань Мастером своего голоса.